четверг, 24 марта 2011 г.

О некоторых правилах журналистики

Есть незыблемые основы, на которых строится настоящая журналистика.
Это не учебник, это правила, выпестованные жизнью. Репортаж должен отвечать на семь простых вопросов, иначе он не состоялся.
Кто?
Где?
Когда?
По какому поводу (то есть, зачем)?
При каких обстоятельствах?
Что совершил (что произошло)?
В чьих интересах (кому это нужно, выгодно и т.д.)?
Любителям порассуждать про оздоровляющий эффект шоковой терапии для России в начале 90-х рискну сообщить, что главной задачей гайдаровских реформ было максимальное снижение покупательной способности населения. Еще бы – на кону такие лакомые куски собственности стояли, и отдать их (пусть даже и за ваучеры) непонятно каким гражданам не до конца понятно какой страны было – ну никак нельзя.
Вот просто спокойно и без эмоций посмотрите на то, что сотворил Гайдар в 92-м (представляю, как дед, красный командир Аркадий Петрович Голиков, не без удовольствия прошелся бы ремнем по некоторым выпуклостям фигуры внучка). Попробуйте оценить то, что происходило, именно с таких позиций. Была поставлена задача в кратчайшие сроки создать класс новой буржуазии из своих. И Гайдар с Чубайсом с решением поставленной задачи справились блестяще. Потеряв страну и миллионы соотечественников.
Именно поэтому Чубайса называют эффективным топ-менеджером.
Слово такое есть сухое и научное – анализ. Понятно, что для его проведения нужна информация. Много информации. Как можно больше информации.
Чуть отвлекусь, чтобы было понятнее то, о чем поговорим дальше.
В спецподразделениях учат противостоять допросам. Нет, не тем тупым и простым, которые начинаются с животных пыток (там другая модель поведения, конкретизировать не буду). Именно допросам, с применением всяких там детекторов лжи и сывороток правды. Так вот, при должной подготовке, если не обмануть всю эту хитрую систему, то, по крайней мере, засомневаться в своих выводах заставить ее вполне можно.
Методология подготовки к этому весьма проста. Человек учится дробить свои мысли и ощущения на некие микроэпизоды. Знаете, такой своеобразный эффект «клипового сознания» (в общественном обиходе термин появился и закрепился намного позже, чем в лексиконе спецслужб). Когда ни одна мысль до конца не додумывается, наоборот, она должна быть, как зеркало, разбита на такие осколки, которые сложить воедино и восстановить целое просто невозможно по определению.
К чему это я все? Да к тому, что пресловутая теория «клипового сознания» активно внедрена теперь в то самое общественное сознание. Вот проведите простой эксперимент: сколько мыслей в течение дня вам удалось довести до логического завершения? Рискну предположить, что ни одной.
Со всех сторон идет агрессивное внешнее воздействие, разбивающее наше сознание хуже зеркала. И это воздействие направленное. Оно тревожит чувства и эмоции. Оно не дает сосредоточиться на, казалось бы, самом главном и важном для каждого. Оно носит явно выраженный отвлекающий и местами направляющий характер. Именно поэтому, когда я в доме один, то могу включить, например, телевизор (воистину зомбо-ящик) разве что для того, чтобы пересмотреть фильм, про который забыл, или который лень скачивать. Но не новости.
Кому это выгодно? О, а вот это замечательный вопрос. Разговоры про некие 300 богатейших семейств, которым нужен миллион рабов, про некий Бильдебергский клуб, про некий масонский заговор – забудьте про эти сказки для бедных.
Никто из вас не пытался анализировать то, что вполне на поверхности (;)) и анализу доступно – например, изменение характеристик речи и лексики третьего президента России за последние, скажем полтора года? Я вам честно скажу, там материала (даже мне, далеко не филологу), как минимум, на полсотни оригинальных и не повторяющих друг друга практически даже в буквах (;)) полновесных докторских диссертаций.
Хотелось бы рассказать больше, да вот только (не рисуюсь) дамокловым мечом висит надо мной допуск по форме один. Вот и любимая обижается – я мол, так мало про тебя знаю с такого-то по такой год. Где ты был? Кем ты был? С кем ты был?
Да самим собою я был. И этого достаточно.
И еще раз извиняясь за некоторые недоговоренности, скажу вот еще что.
Вы уже у меня здесь все действительно умницы (никакой иронии). Думайте, размышляйте, ищите информацию, анализируйте.
И помните, что самые первые (и обычно самые простые) ответы чаще всего оказываются ложными.
ЗЫ. Илона, я сдержал слово?)

2 комментария:

  1. Спасибо, Андрей))) Я обо всём этом смутно догадывалась, поэтому себя своих близких приучаю думать полноценно, то есть анализировать, не делать поспешных выводов и не принимать необдуманных решений. А ещё - чувствовать, пропускать всё не только через разум, но и через сердце))))))

    ОтветитьУдалить
  2. Илона, не хочется продолжить эстафету?%)
    Ссылке на сей текст, кажется, самое место в продолжение разговора, который там начался в комментах.)))

    ОтветитьУдалить