пятница, 25 марта 2011 г.

О снах разума

«Сон разума рождает чудовищ». Так назвал Гойя серию своих офортов, которые потрясли меня в свое время не меньше, чем апокалиптические видения Иеронима Босха в его «Страшном суде» или Брейгеля-старшего в «Триумфе смерти».
Франсиско Гойя (книгу Лиона Фейхтвангера о нем категорически рекомендую перечитать всем думающим – многое, знаете ли, и в настоящем объясняет) был прав в наименовании. Прав для своего времени.
С тех пор разум человеческий заметно окреп, закалился, можно сказать. Стал более коллективным, что ли, а потому и менее уязвимым для таких вот внешних раздражителей.
Судите сами – любая программа новостей с чего начинается? Правильно, со сводки происшествий и катастроф.
Причем, чем жутче происшествие, чем страшнее катастрофа, тем больше шансов у такой новости попасть в заголовки и лиды мировых новостей.
Зайдем с другой стороны. В ю-тьюб и аналогичные сервисы. Какие ролики набирают наибольшее количество просмотров?
То-то и оно.
Вас это сильно волнует? Или вы дежурно проглядываете сводки новостей: ага, там взорвалось, тут рухнуло, здесь покалечили. Ну, все, как обычно. День, как день.
Я не к тому, что все мы скучаем по хотя бы какому-то позитиву, но…
Говорить о каких-то кукловодах, управляющих человеками (да и целыми народами), как марионеткам, уместно ли в такой ситуации? Хоть и есть они, эти кукловоды, но перечисление их имен – а что оно даст?
Человечество само разрушает себя.
Причем та самая свобода информации, коей поют дифирамбы, как вселенскому благу и панацее, уже давно и на глазах у всех превратилась в гоголевскую унтер-офицерскую вдову. Вот только глаза наши почему-то постоянно смотрят в другую сторону.
Кукловоды?
Да только ли они?
Вот прямо сейчас, прямо здесь, прямо перед нами некогда зримый и осязаемый мир превращается в некое подобие тупой компьютерной игры.
Пошевелил джойстиком, и полторы сотни «Томагавков» отправились в Ливию. Еще едва заметное движение рукой, и Япония погружается в хаос после землетрясений и цунами. Промысел Господень? Ой ли.
Как-то так получилось, что меня убивали несколько раз. Ну, пытались убить, вернее сказать. Жив пока.
И оттого-то мне еще более страшно.
Без пафосных рассуждений типа – какое наследие мы оставим своим детям, etc.
Мне-то, в конце концов, чего бояться? Ведь сказано: судить их будут по делам их. Не безгрешен, да. И даже если что-то такое есть за гробом, кроме червей, круговорота веществ в природе и тех, кто наш род продолжает (и почему-то верю, что продолжать будет), вот этого-то как раз не боюсь.
За то, что совершил, и как жил, сам и отвечу.
Страшно за другое.
Что не будет, кроме червей и круговорота веществ в природе, тех, кто будет род человеческий продолжать.
А объективные тенденции к тому просматриваются достаточно жестко.
Пока не могу рассказать обо всем, что знаю.
Пока…
Это не пафос.
И не поза.
Хотя самому просто хотелось бы проснуться и считать все сказанное выше обычным ночным кошмаром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий