пятница, 21 января 2011 г.

Уму научить нельзя

Кажется, я ничего не переврал в известном изречении Платона.
А вспомнилось мне оно вот по какому поводу.
Знаете, намедни вот как-то задумался о модернизации, которую затеял проводить президент Медведев. И как-то само собой выплыли две недвусмысленно напрашивающиеся аналогии: президент Горбачев с его перестройкой и будущий первый российский император Петр Алексеевич с его «окном в Европу».
И как-то все достаточно быстро в определенном порядке выстроилось.
Про Михаила Сергеевича – просто не хочу (хотя и общался с ним лично), не зажило еще.
А вот про Петра Алексеевича Романова и Дмитрия Анатольевича Медведева – извольте, несколько подробнее скажу.
Но для начала вернусь все же к Платону и его словам о том, что уму научить нельзя.
Знаете, замечательный грузинский мыслитель (никакой иронии в моих словах нет, поверьте!) Мераб Мамардашвили написал толстенный том, исследуя это изречение. Чтение прелюбопытное, но – в конце концов уважаемый батоно Мераб сдается, признавая, что объяснить не может ничего, кроме того, что мысль Платона – это очень глубокая и очень трудная мысль.
Итак, перед нами два реформатора.
Один, проведший детство в обстановке стрелецкий бунтов, но неизъяснимым образом получивший прививку к усвоению новых знаний почему-то именно в тем сферах, что требовались тогда для настоящей модернизации России. О перегибах – стоит ли, тем более, что в тысячелетней истории моей страны редкое десятилетие без них обходилось. Не приучены мы на чужих ошибках учиться. Только на своих. Правитель, своими руками построивший добрую треть первых кораблей создаваемого российского флота (а началось все, напомню, с пресловутого ботика на полуболотном озерце в одном подмосковном селе!). Властитель, не считавший зазорным для русского царя поработать заурядным подмастерьем в голландском Саардаме.
Другой…
Каждый день рассказывающий о неведомых прорывах в отечественной науке, образовании, военном деле, борьбе с коррупцией и прочая, и прочая. Причем действительные специалисты во всех вышеозначенных отраслях только разводят руками – а где прорывы-то?
Вот и возвращаюсь вновь назад, к Платону. И вслед за Мерабом Мамардашвили констатирую, что изречение Платона о том, что научить уму нельзя – это, и впрямь очень трудная мысль.

4 комментария:

  1. По-моему двух этих реформаторов и сравнивать-то нельзя... Да и реформатор ли Медведев?
    З.Ы.Очень удачное, на мой взгляд, фото к посту, последнее)))

    ОтветитьУдалить
  2. Ну а как не сравнивать-то? Поневоле приходится...

    ОтветитьУдалить
  3. Я скажу что вы смотрите слишком поверхностно, видите только часть и скорее всего малую часть того, что сейчас в большей части скрыто от глаз большинства образованных людей.
    Для начала вы сравниваете несравнимых деятелей. Бессмысленно сравнивать людей из разных эпох, слишком разные проблемы были, слишком не похожи на те, что теперь выходят на первый план. В каждой эпохе менялось отношение к так скажем
    "Варианту управления и его способу".
    А если говорить о науке, то я думаю, что не вам судить. Прорыв - может и не быть открытием, это может быть стремлением к нему!
    Не буду говорить о том сколько и на какие исследования выдаются баснословные гранты, об этом много пишут, но суть-то одна - количество рано или поздно переходит в качество.

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемый Poules.
    К сожалению, не имел возможности познакомиться с вашими публикациями, придется составлять мнение о вас только по этой краткой реплике.
    Из которой, к сожалению, совершенно непонятно, что же вы сказать хотели, собственно.)
    "Вариант управления и его способ" - что это за новая дисциплина?
    Где вы видите прорыв, пусть даже и лишь как стремление к открытию, а не само открытие?
    Вступать в полемику насчет моей информированности и моих взаимоотношений с наукой считаю излишним.
    А сравнивать людей из разных эпох возможно вполне. Психика человеческая изменилась не так сильно, как кажется.

    ОтветитьУдалить